СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • РУССКИЙ САМОВАР


    В России самоварный феномен возник далеко не сразу: пили мед, любили пиво, квас, сбитень и готовили эти напитки мастерски. А потом появился экзотический напиток чай, который был привезен в 1638 г. в подарок русскому царю Михаилу Романову, деду Петра Первого, и обошелся он в 100 соболиных шкур. Чай стал конкурентом сбитня — любимого напитка Древней Руси, который приготовлялся с медом и душистыми травами в «сбитеннике» — «прадедушке» русских самоваров.

    Внешне сбитенник напоминал чайник. У него был большой изогнутый носик, а внутри впаян кувшин, куда накладывались угли. Николай Васильевич Гоголь, описывая улицу губернского города, прежде всего пишет о лавке сбитенщика с огромным самоваром красной меди. Уличные торговцы сбитнем носили за плечами особый сосуд с этим горячим напитком, обернутый теплой материей, чтобы он не остывал.

    Какая ярмарка, какое зимнее народное гулянье могли обойтись без традиционной фигуры сбитенщика — с большим чайником-самоваром в руках, несколькими стаканами у пояса и связкой баранок через плечо? «Сбитень, горячий сбитень!» — и вот уже льется из носика ароматный, сытный и целебный напиток, приготовленный на меду, лечебных травах да пряностях. И какой бы ни стоял мороз, сбитень не остынет, если есть в трубе горячие угли: такое уж это хитроумное устройство — самовар.

    Вообще-то, приборы с автономным обогревом были известны многим народам. У китайцев они служили и служат для варки и подачи на стоп горячих супов или бульонов и называются «хо-го». Древние римляне, а позднее почти все европейцы использовали подобные приборы или «автепса» для подогрева воды, пищи, нагревания или охлаждения вина. Однако во все языки мира вошло русское слово «самовар», наряду с «матрешкой», «балалайкой» и другими наименованиями атрибутов русского языка.

    И не известно, что же раньше появилось на Руси: заморский напиток или остроумное устройство с трубой внутри и поддувалом, которое «само варило».

    Долгое время врусском быту сохранялись удобные самовары-кухни с несколькими отделениями, каждое со своей крышкой. В таком самоваре можно было приготовить целый обед, а потом еще напиться чаю из дополнительного отделения с краном. Представляете, как удобен он был в долгой дороге?

    Самовары для кипячения воды в XVIII в. делались из меди, употреблялись и серебряные самовары. В богатой семье обычно красовался серебряный, весь изукрашенный чеканными завитыми узорами и литыми фигурами, по специальному заказу исполненный «царь-самовар», за который отвалил хозяин мастеру 50 целковых, а то и всю сотню. А для бедного люда самовары шли вовсе простые, медные, и ценились они все без разбора на вес, по 15 руб. за пуд.

    Мастера самоварного дела были на Руси в чести. И первая слава всегда была за туляками. Такой долгой и прочной оказалась эта слава, что и по сей день при слове «самовар» так и хочется добавить определение «тульский». До недавнего времени самым старым самоваром, дошедшим до наших дней, считался самовар с клеймом «Иван Лисицын в Туле», датированный 1778 г. Однако находка Валерия Павловича Горюнова из Смоленской обл. поменяла приоритеты. Главное занятие жизни Горюнова — копать колодцы. И вот тут частенько у него случаются сюрпризы: то монеты с изображением последнего российского императора попадутся, то кружку с портретом Екатерины Великой из недр земли извлечет.

    А в 2001 г. под лопатой так таинственно звякнуло — не иначе клад! Стали осторожно раскапывать и вытащили самовар, на котором дата «1712 год». Действительно, клад: петровских времен самоварчик-то!

    Братья Иван и Назар Лисицины, сыновья оружейника Федора Лисицина, который основал фабрику медных изделий, делали на отцовской фабрике самовары, которые славились разнообразием форм и отделки. Производство оказалось весьма прибыльным и развивалось с небывалой быстротой. Кустари превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1785 г. в Туле открылось заведение самоварщика Морозова, через 2 года — Попова, затем Медведева.

    Самоварному делу очень помог... Наполеон, вернее, разгром его армии в России. Уменьшился спрос на оружие, и пришлось многим тульским оружейникам осваивать самоварное дело. И пошли целые самоварные династии: Ломовы, Боташевы, Воронцовы, Балашовы, вначале мастера-золотые руки, потом владельцы крупных фабрик, «самоварные короли».

    К 1826 г. в городе действовало 8 крупных самоварных фабрик, а во второй половине XIX в. уже 77, у каждой из которых был свой «секрет фирмы». Тула заняла ведущую роль в стране как основной самоварный центр и стала «самоварной столицей». Недаром Брокгауз и Ефрон, составители энциклопедического словаря, главной достопримечательностью Тулы называли «императорский ружейный завод и свыше пятидесяти фабрик и заводов для выделки самоваров и различных частей к ним».

    Продавались «чайные машины» по всей России в магазинах, лавках и на ярмарках по сортам и весу. Причем смышленые ремесленники, чтобы сбыть товар подороже, впаивали в него свинцовые шарики. Любопытно, что лучшие, так называемые фигурные самовары продавались на штуки, простые же шли на вес. Был даже термин «пуд самоваров». Известно, что на Нижегородской ярмарке 1854 г. «пуд самоваров» стоил 17 руб.

    Емкость измерялась в стаканах и ведрах. Популярными самовары слыли не только у горожан, но и у деревенских жителей. Чаепитие у самовара стало традицией. На чай приглашали гостей. На стол в качестве дополнения к чаю приносили сладкие пироги, калачи, сайки, баранки. Приятно было «забеливать» чай сливками и молоком. Сахар был дорог, и поэтому чаще всего чай с ним пили вприкуску. Хозяйка потчевала гостей с шутками и прибаутками: «С самоваром-Буяном чай важнее и беседа веселее» и другими.

    Особенно любили почаевничать в купеческих семьях. Вспомним картины Бориса Кустодиева с начищенными до блеска медными пузатыми самоварами, лоснящимися лицами разомлевших от выпитых стаканов чая купцов и купчих.

    Чаепитие у самовара стало традицией русского народа, неотъемлемой частью его быта, вдохновляло писателей, художников. Вот как писал Петр Андреевич Вяземский: «Где же самовар родной, семейный наш очаг, семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?» И еще: «Кипучий самовар, домашний запевала». Всем известны добродушно-шутливые присказки о самоваре и самоварной столице Туле, коими пестрит наш фольклор. Видимо, заложили в свое изделие тульские умельцы частицу русской души, предрасположенной к ладу, миру и согласию.

    Выпускали самовары на все случаи жизни — от 5-ведерных трактирных до небольших, на 1—1,5 стакана, метко прозванных в народе «ми-эгоистами» или «отрадой холостяков». Путешественники брали в дорогу специальный погребец. В нем была корзина для чаепития, состоявшая из 2 чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, 2 ложечек, спичек и... самоварчика на спиртовке. Были также самовары-кухни, разделенные внутри на отсеки для приготовления пищи; дорожные самовары, удобные в транспортировке; военные заплечные самовары, приспособленные к условиям похода; сбитенные самовары-чайники; бульотки — заменители самовара, снабженные спиртовкой.

    Форма самовара, отделка, декор зависели не от руки мастера, а от моды того времени. Поначалу самовары имели античные формы и напомина­ли греческие амфоры. В середине XIX в. очень модны были в форме шара. Появились самовары в виде лежащего бочонка, самовары-чайники, дорожные самовары-восьмигранники на съемных ножках. В память о Всемирной промышленной выставке 1873 г. был изготовлен самовар-«петух» — на лапах, с хвостом и носом-краном с надписью вязью по всему туловищу: «Самовар кипит, уходить не велит».

    Фантазия умельцев не знала границ: самовары-рюмки, вазы, груши, тюльпаны и даже... паровозы. Между прочим, сделанный в виде паровоза самовар можно увидеть и сегодня в Вышневолоцком краеведческом музее. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном «котле», о своей готовности заявляет пронзительным свистом. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.

    Самовар как предмет быта испытал на себе все стили: барокко, класси­цизм, ампир... Его богато украшали серебром, фасонными ручками из кости, сливным краном в виде ключа, рамками, ветками, обвешивали амурами.

    На рубеже ХVIII и XIX вв. появляются самовары яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Такие изготовлялись в Туле и Москве. У тульского фабриканта Матвея Балашова они отделаны орнаментом из свисающих полотенец с бантами и цветами. Самовар, изготовленный на московской фабрике Прокопия Суровцева, украшен широкой каймой из лиственной гирлянды по канфаренному фону. Кран отлит в виде дельфина с разинутой пастью и загнутым вверх хвостом. В первых десятилетиях XIX столетия большое распространение получили вазообразные самовары, среди которых особой строгостью силуэта выделяются те, что похожие на античную вазу.

    Впервые широкий показ самоваров состоялся на мануфактурной выставке в Петербурге в 1629 г. После этого началось их триумфальное шествие по Европе. С тех пор на всех зарубежных выставках русские самовары неизменно привлекали огромное внимание, и на их блестящем тулове, как на груди доблестного солдата, появились медали.

    В 1836 г. на Московской мануфактурной выставке самовары купца Василия Ломова были отмечены серебряной медалью, а через некоторое время они удостоились иранского ордена Льва и Сердца. Братья Шемарины получили первый приз на Всемирной выставке в Париже в 1899 г. Тульские чудо-изделия выставлялись для обозрения в Лондоне, Чикаго, Брюсселе, Амстердаме идругих городах мира. Медные и томпаковые самовары фабрики Капырзина получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Видные «самоварные короли» братья Баташевы, Ломов, Черниковы, Капырзин, Шемарины и другие собирали на российских и международных выставках массу призов и медалей за высокое качество и художественное мастерство изделий.

    Показательно в этом отношении Товарищество самоварной фабрики наследников В.Баташева. Первую золотую медаль их продукция получила на Международной выставке в Брюсселе (1873 г.), через 5 лет в Париже удостоилась серебряной медали. В дальнейшем изделия с фабричной маркой Баташевых демонстрировались в Генуе, Москве, Риге, Чикаго. Особенно урожайным был 1907 г., когда они завоевали 5 золотых медалей. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде им был присужден государственный герб.

    Самовары фабрики наследников В.Баташева за высокое качество и разнообразие форм (в начале XX в. фабрика выпускала 54 фасона) имели громадный сбыт по всей Российской империй и в заграничных государствах. Фабрика стала поставщиком двора его величества короля Испании. Ее продукцию ценили на всех рынках, за одно лишь клеймо этой фабрики самовар стоил на рубль дороже обычного. И некоторые предприимчивые фабриканты ставили фамилию Баташева крупным планом на собственных изделиях, а свою обозначали едва заметным шрифтом.

    В 1909 г. были изготовлены 5 крошечных самоварчиков емкостью 200 г. Они предназначались в подарок детям царя Николая II. Каждый сувенир как бы подчеркивал особенности характера и внешности того, кому предназначался. Старшей дочери Ольге, застенчивой и сдержанной, был преподнесен самоварчик-ваза «рококо» со строгим и изящным орнаментом. Татьяне — стройной, высокой, с твердыми убеждениями — «рюмка». Марии, самой хорошенькой, «зеркальная ваза», Анастасии — коренастой и шаловливой — «шар гладкий». Наследнику Алексею — самовар с короной.

    В 1927 г/ эта уникальная коллекция была продана с аукциона в Ливадии, бывшей летней резиденции царя. Ее приобрел московский кинематографист Розенфельд, который в 1962 г. передал ее в дар тулякам.

    Один из самых маленьких действующих самоваров экспонировался в Москве, на ВДНХ, в павильоне Центросоюза. Побывал он и на выставке в Монреале. В малютке можно вскипятить 1,5 стакана воды.


    Но всем этим мини-самоварчикам далеко до самого маленького самовара, который был сделан слесарем Института радиотехники и электроники Академии наук СССР Василием Васюренко. В действующем микросамоваре высотой 3,5 мм можно вскипятить... 1 каплю воды!

    А в 1922 г. тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус этого самого большого в мире самовара был из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар поспевал за 40 мин, а вода в нем не остывала двое суток! Этот сувенир был прислан в подарок «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня. За самоваром, бывало, усаживалось до 500 человек.

    В наше время самым большим в мире действующим самоваром является самовар высотой 175 см и весом 250 кг, созданный в Запорожье. Этот гигант вмещает в себя 295 л воды, напоить чаем из него можно почти 1,5 тыс. человек. Этот диковинный самовар создавали в течение 3 мес. вручную 12 мастеров. На рекордное изделие пошло 0,5 т латуни. Как утверждают хозяева, воду в нем можно вскипятить за час. Гиганту присвоили достойное имя — «Соборный».

    Удивил всех умелец Владимир Махнюк из Шадринска Курганской обл., который не только в совершенстве овладел старинной техникой обработки бересты, но и значительно расширил «классический» ассортимент изделий из нее — делает невиданные самовары, чайники, чайную посуду, наборы для виски и вина. Его уникальные по красоте и изяществу берестяные самовары вполне функциональны. В них можно налить кипяток, и вода останется горячей в течение дня.

    В наше время самовары все больше электрические. А художники-дизайнеры видят их больше как объекты декоративно-прикладного искусства. Увлеченно обыгрывают нетрадиционные «самоварные» материалы: дерево, керамику, фарфор и гжель, лаковую роспись на папье-маше. В Москве, в Оружейной палате Кремля, к примеру, хранится единственный в нашей стране самовар, выточенный из цельного кристалла горного хрусталя. Таким образом, многовековой символ русского быта постепенно превращается... в сувенир.

    В среде антикваров и коллекционеров старинных самоваров выделяют в особую касту — «крестьяне». Московский «крестьянин» Сергей Калиничев первые 10 самоваров отыскал с соседом по сараям деревенских бабушек. Проржавевшие, продырявленные, потерявшие форму, самовары, казалось, никогда не приобретут свой прежний вид. Сергей оборудовал под мастерскую небольшой журнальный столик. Сидя на табуреточке, согнувшись в три погибели, двухметровый волейболист стал проводить около столика все вечера и выходные. Продажей обновленной старины Калиничев хотел поправить семейный бюджет. Но когда засиявшие медными боками первенцы были готовы, оказалось, что оторвать их от себя просто невозможно, так дороги они ему стали.

    Так и началась его коллекция, которая насчитывает сейчас больше 100 самоваров разных времен и конфигураций. Он поставил своей целью собрать все 600 форм русского самовара, выпущенных с XVIII в. Снова и снова колесит Сергей Калиничев по глухим деревенькам, снова корпит над рухлядью долгими вечерами. В каком бы состоянии ни попал к нему самовар, он должен задымить, застучать крышечкой-свистулькой и напоить гостей свежим чаем.

     




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]