СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА ОБРЕТАЕТ КРЫЛЬЯ

    В наши дни в России около 10 млн. инвалидов. Причем полумиллионную армию из них составляют крепкие, выносливые молодые люди, которые на инвалидных колясках играют в баскетбол, участвуют в соревнованиях на максимальную скорость езды, покоряют Эльбрус не только летом, но и зимой. Совершают пробег из Владивостока в Санкт-Петербург, за время которого успевают «износить» три комплекта резины. Многие инвалиды-афганцы, а не только бывшие воины-десантники успешно прыгают с парашютом, летают на мотодельтапланах и легких самолетах.

    Во время международного перелета на ультралегких летательных аппаратах из Киева в Одессу французский пилот, например, приезжал на аэродром на инвалидном автомобиле, пересаживался в кресло-коляску, подъезжал на ней к мототележке дельтаплана, потом пересаживался на место летчика, а затем — все как у нормальных пилотов. А вот в районе посадки французского пилота должны были встречать друзья с инвалидной коляской. Конечно, это вызывает большие трудности в обеспечении полета летчиков с ограниченными физическими возможностями и создает для них значительные неудобства.

    И тем не менее пилоты-инвалиды успешно летают в Германии, в России, на Украине, во Франции и в других странах тоже. Ведь бывшему летчику, парашютисту, десантнику, конструктору легких самолетов, уже имеющим высокую профессиональную квалификацию, летать не запретишь. Несмотря на жизненные невзгоды, таких людей отлучить от неба невозможно. Для упрощения конструкции и летной эксплуатации летательных аппаратов для инвалидов в качестве рабочего места пилота оператора предлагается стандартная инвалидная коляска спортивного типа. Такие коляски упрощенной конструкции, повышенной прочности имеют вес 7—9 кг. Для снижения взлетной массы указанных летательных аппаратов их конструктивно-силовая схема и аэродинамическая компоновка предусматривает использование инвалидной коляски в качестве взлетно-посадочных устройств. Этому способствует высокая надежность и прочность инвалидной коляски и ее колес, которые подтверждены многими горными восхождениями и многотысячекилометровыми спортивными пробегами.

    Современные ультралегкие летательные аппараты (УЛА) имеют завышенные основные параметры, для того чтобы в качестве взлетно-посадочного устройства для них использовать инвалидное кресло-коляску спортивного типа. Например, для мотодельтапланов размах крыла стабилизировался в пределах 10—11 м. Взлетная масса (1—2-местный вариант) 220—380 кг. Мощность двигателя 65 л.с. уже никого не удивляет. Основные параметры ультралегких самолетов и вертолетов также завышены. А взлетные массы больше 200 кг при весе конструкции около 100 кг, с большими габаритами конструкции и мощностью силовой установки 35 л.с. («Буран», как минимум) не очень-то соответствуют представлениям о летательном аппарате, взлетно-посадочным устройством которого является спортивная инвалидная коляска.

    Даже здоровому человеку трудно справиться с летательными аппаратами с громоздкими агрегатами при их сборке, погрузке и подготовке к полету. Но специально конструкцию УЛА и транспортных средств для инвалидов под таким углом зрения, вероятно, никто не рассматривал. Хотя о возможностях создания специальных транспортных средств и ультралегких летательных аппаратов хорошо известно. Так, например, в США бывший пилот В.Флемингтон, став инвалидом, решил вновь обрести крылья. Он модифицировал известный ультралегкий самолет «Квиксильвер» ДТ-500, сделав в носовой части фюзеляжа аппарель для въезда на инвалидной коляске на рабочее место пилота. После фиксации коляски в кабине самолета пилот закрывал фонарь кабины и был готов к полету.

    Конструктор из Копенгагена В.Шеремет — автор сверхлегкого вертолета ранцевого типа с двигателем и мощностью всего 15 л.с., который обошелся ему в 70-гг. в 1200 долл. Этот вертолет неплохо летал. Он великолепно интегрируется с инвалидной коляской пилота. Конечно, комбинацию транспортного средства с инвалидной коляской проще реализовать, используя для этого катер, яхту, катамаран и другие легкие спортивные суда различного класса, даже гребные лодки, как на Паралимпийских играх. Например, для интенсивного отдыха инвалидов на водных просторах был предложен катамаран с двигателем мощностью 20 л.с. Здесь спортсмен на инвалидной коляске въезжает на платформу, соединяющую поплавки катамарана, фиксирует коляску и совершает скоростные заезды. При этом он управляет катамараном рычагом-румпелем подвесного мотора.

    Конструктор Д.Мартин спроектировал и построил яхту «Мартин-15» специально для спортсменов-инвалидов. Это 16-футовый шлюп, непотопляемый и высоко остойчивый. Штуртросовая проводка выведена на джойстик. Парусное вооружение максимально упрощено. А кресло яхтсмена вкатывается в кокпит яхты и фиксируется в нужном положении.

    Упомянутые выше действующие образцы транспортных средств показывают дальнейшие возможности создания транспорта для реабилитации инвалидов. Поэтому при разработке летательных аппаратов для инвалидов, о которых ниже, были использованы специально спроектированные устройства УЛА, которые защищены российскими патентами на изобретения. В данном случае они удачно интегрируются с инвалидной коляской, что позволяет создать УЛА для профессиональной реабилитации дипломированных пилотов, избежать дискриминации в самостоятельных полетах лиц с ограниченными физическими возможностями или хотя бы дать им возможность морально ощущать равенство с человеком летающим.

     

    Ультралегкий самолет (пат. ******).

    ...

     

    Мотодельтаплан (пат. ******).

    ...

     

    Двухместный экранолет (пат. ******).

    ...

     

    Ультралегкий вертолет (пат. ******).

    ...

     

    Сверхлегкий автомобиль для инвалидов (пат. ******).

    ...

    Таким образом, инвалидная коляска может стать рабочим местом пилота-любителя и водителя автомобиля, судьба которых ограничила их физические возможности. А еще инвалидная коляска не барьер, а ступенька к профессиональной реабилитации пилотов и водителей, к возвращению им профессиональных навыков.

     

    ...
    ПОЛНЫЙ ТЕКСТ статьи в печатной и электронной форме Вы можете заказать у нас
    в Редакции ИР.

     

    Доп. материалы (нет в печатном издании):

     




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]