СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • НЕМЕЦКИЙ ПОРЯДОК И ЕГО НАРУШЕНИЯ

    Разумеется, никто не забывает о прошлом, но в настоящее время Германия часто ассоциируется у нас с понятиями «порядок», «качество» и связанным с ними «процветанием». Про качество автомобилей, бытовой техники и здравоохранения говорить не будем — это общеизвестная тема, рассмотрим другие объекты. Попробуем разобраться хотя бы в части причин этого немецкого феномена на примерах нескольких немецких городов и их жителей.

    Франкфурт-на-Майне по плотности деловой активности в банковской сфере, транспорте, образовании, культуре и туризме считается мировым «альфа-городом». Он единственный в Германии входит в двадцатку «альфа-городов» мира. В нем расположены: Европейский центральный банк, Федеральный банк Германии, знаменитые на весь мир франкфуртские биржа и ярмарка.

    А начиналась эта деловая активность в позапрошлом тысячелетии, согласно письменной датировке, в 794 г. На территории нынешнего Франкфурта вдоль реки Майн проживали германские племена франки, а для общения друг с другом через реку самым простым средством является брод, который был на этом месте и на их языке звучал как furt («фурт»). Так и образовалось название города — Frank furt, то есть «брод или переправа франков». Со временем про эту переправу через Майн узнали дальние родственники франков, и пошли через нее караваны товаров с разных концов Европы. В этом месте сразу начался и обмен товарами, и торговля ими. Но единой денежной системы в то время не было, многие феодалы чеканили свои монеты, разумеется, распространялись и их подделки. Но если критериев качества товаров довольно много — вкус, цвет, запах и т.п., и большого ума для их определения не надо, то с деньгами несколько сложнее. Пробовать на зуб уж очень субъективно, а звон монет при определенных навыках давал более четкие критерии содержания драгоценного металла. И некто, как утверждают именно во Франкфурте, приспособил для этого каменную скамью (нем. bank, первично лат.bancus), о которую стал бросать монеты и по мелодичности звона судил о содержании в них серебра и золота. Учитывая, что международная торговля во Франкфурте наращивала темпы, этим изобретением сразу воспользовались менялы, скамьи которых превратились в первые банки, а сами они стали первыми банкирами. Казалось бы, славное дело делали первые банкиры, откуда же появилась нелюбовь к ним простого населения, неужели только из зависти? Попробуем разобраться.

    Как только эти скамьи распространились по округе, выяснилось, что в разных местах этот звон стал иметь субъективный оттенок, и связано это было не только с тонкостью музыкального слуха банкиров, но и с его избирательностью. И вот в один прекрасный для всего че-ловечества момент скамью этого банкира сломали (лат. ruptus — «ломать») и появился первый банкрот («рот»как производная от «руп»). Разумеется, эту версию будут оспаривать итальянцы, ведь и скамья у них banco, и rotto означает «разбитый», и торговые сделки подписывались первыми банкирами на индивидуальных скамьях, которые они сами ломали в случае своего разорения. Но франкфуртцы стоят на своем, добавляя к аргументам второе значение немецкого слова bank — «мель», имею-щее привязку к их furt, то есть их переправе, а rute — к розге, которую использовали для подкрепления статуса банкротства. Кроме этого, у франков радикальное усовершенствование метода произошло за счет насильственной ломки скамьи банкрота, что как раз более свойственно горячим германским племенам, а не культурным жителям Рима с их добровольной порчей своего имущества. В любом случае налицо традиционный ход
    развития изобретательской мысли: первичное открытие звона монет, коррелированного в зависимости от их ценности — преобразование германцами римской скамьи для документов в «музыкальный инструмент» — и финишный его аккорд от удара молотом. А споры о первенстве почти любого базового изобретения были, есть и будут. Со временем потоки денег в округе Франкфурта стали таковы, что их начали возить на телегах, ну а такая несправедливость уже мало кого могла оставить равнодушным, и местное придорожное население массово подалось в экспроприаторы. Банкиры и купцы задумались, и учитывая уже сложившиеся связи друг с другом и перекрестные товарно-денежные отношения, преобразовали деньги в долговые расписки, которыми можно было расплачиваться за товары, при этом было гораздо проще их прятать и прослеживать переход друг к другу. Разумеется, банкиры оборот этих ценных бумаг взяли в свои руки, и появилась Франкфуртская биржа, дату рождения которой привязывают к соглашению между франкфуртскими купцами (1585 г.) об обменных курсах европейских денежных единиц, первый официальный лист которых появился в 1625 г. Конечно, долговые обяза-тельства использовались и ранее, например в Китае, на Святой Земле. Но почти любое изобретение имеет прототип и получает результат за счет его усовершенствования, как было во Франкфурте. В настоящее время главная биржа Германии — именно Франкфуртская, и символы ее установлены на площади около входа: бык с рогами, обращенными вверх, — поднимающий акции (а заодно и курсы валют), и медведь, упирающийся передними лапами в землю, — опускающий их. Так вот, оказывается, откуда все наши беды с курсом рубля! Быка, а не медведя надо было делать нашим национальным сим-волом!

    От экономики переходим к политике. Во времена раннего Средневековья существовала и императорская власть, и власть курфюрстов (князей), но согласованности и порядка в их взаимодействии не было. Кто хотел, мог, например, самопроизвольно назначить себя императором, что, разумеется, не добавляло гармонии окружающему миру. Вот тут, наверное, и был наиболее весомо продемонстрирован принцип «порядок должен быть» (нем. ordnung mu sein), который до сих пор является основным почти для каждого немца. Золотая булла, изданная нюрнбергским сеймом в 1356 г., определяла в том числе порядок избрания императора и тех, кто мог претендовать на эту должность. Вот с этой даты, наверное, можно и отсчитывать начало немецкого порядка. Съезд курфюрстов происходил во Франкфурте, в Домском соборе. После первого избрания императора щедрые власти города одну струю центрального фонтана сформировали белым вином, а другую красным. Но изобретение не прижилось, бургомистр объяснил это окислением металлических элементов фонтана. А в центре этого фонтана с тех давних пор стоит богиня правосудия. Ее уникальность состоит в том, что глаза у нее в нарушение порядка открыты и смотрят до сих пор прямехонько в окна городского бургомистра. Если уж порядок, то для всех.

    А как же он достигался? Покинем Франкфурт и пройдемся по другим городам Германии, чтобы прикоснуться к «тайнам немецкой души». Например, в городке Ротенбург-на-Таубере, в Музее средневекового уголовного права, представлены не только орудия пыток ведьм и колдунов, но и позорные маски для болтунов и сплетников с длинным языком и ушами, для пьяниц — в виде свиного рыла, для злых женщин — в виде безобразного черта, и т.п. Эти маски надевали на провинившихся, которых временно привязывали к столбу на центральной площади. Карточного шулера обклеивали картами и игральными фишками, и даже плохому музыканту на шею вместо хомута привязывали флейту, пальцы на ней закрепляли зажимами и тоже надолго выставляли на общее обозрение. А булочника, например, выпускавшего хлеб с недовесом, сажали в клетку и периодически опускали с головой в колодец. Вот так со времен раннего Средневековья насаждались дисциплина, порядок, а заодно и стандарты качества. Сознание сознанием, а неотвратимость наказания — великая вещь.

    Дадим иллюстрацию этому от обратного и перейдем к нюрнбергским колбаскам размером с палец, которые появились в XIV в. Они состоят из обезжиренной свинины грубого помола, соли, перца и майорана. Жители Нюрнберга утверждают, что такие малые размеры связаны опять же со священным порядком Германии, который строго приписывал вечером после определенного часа закрывать пункты общественного питания. Но для того чтобы, не нарушая законов, можно было полакомиться колбасками, их якобы просовывали голодным клиентам в замочную скважину дверей этих пунктов. Однако дотошные немецкие ученые провели эксперимент и выяснили, что проделать это почти невозможно. Более того, сравнив по годам размеры этих колбасок, увидели, что от года к году они становились все меньше и меньше. Рецептура и качество для германцев священны, а вот количество в данном случае стояло на втором месте. Вероятно, это было связано с тем, что колодезной клетки для мясника, как для булочника, придумано не было. Учитывая сие обстоятельство, при создании следующего кулинарного рецепта — мюнхенских колбасок на основе телячьего фарша — в середине XIX в. был установлен их стандарт навечно: длина 15 см, диаметр 30 см, вес 90 г. По традиции жители Мюнхена вставали рано и после 11 ч приступали ко второму завтраку, вкушая именно эти колбаски. До настоящего времени этот порядок соблюдается строжайшим образом. Дочь Ю.А.Гагарина, Елена, генеральный директор историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», путешествовала с мужем по Германии, и узнав об необыкновенном вкусе колбасок, попросила подать их в мюнхенском ресторане во второй половине дня, но официантка ответила решительным отказом. Сопровождающие стали ей объяснять, что это дочь первого космонавта, на что официантка не сразу, но прореагировала и пошла на кухню. Долго не возвращалась, а когда подошла к столику, то торжественно сообщила, что кухня была против, но она настояла. После этого принесла только одну порцию, хотя заказ делался на всю компанию, встала за Еленой и строго наблюдала за монопоеданием блюда. Строгость ее взгляда была такова, что у сопровождающих даже не возникло мысли попросить кусочка. Вот что значит немецкий порядок! Строго регламентирован и процесс их поедания. Не дай бог колбаску неправильно разрезать или заказать к ней гарнир. Едят их исключительно со сладкой зернистой горчицей и подсоленными кренделями — бренцелями. А вот пиво приветствуется, но исключительно белое мюнхенское.

    Наконец мы подошли к главному символу Германии — пиву. Изобрели пиво не в Германии. Большинство древних цивилизаций (Шумер, Египет, Ассирия, Китай и др.) использовали его в своем рационе. Впервые в Европе хмель в качестве консерванта в пиво начали добавлять в VIII в. монахи и усовершенствовали процесс его производства, чтобы этим калорийным напитком поддерживать себя во время долгих постов. У кого пиво лучше, споры не утихают до сих пор. Бельгийцы считают, что у них, чехи считают свое пиво самым качественным. Баварцы не спорят, они знают, что их пиво — лучшее. И не только они. Великая балерина Майя Плисецкая, проживавшая в Мюнхене и понимавшая толк в здоровом питании, особенно выделяла именно баварское пиво. И это непревзойденное качество, как считают баварцы, стало возможным благодаря стандарту 1516 г., который при изготовлении пива разрешил использовать только ячмень, хмель и воду, что священно именно в Баварии и сохраняется до сих пор. Но ведь как иногда хочется нарушить правила не нарушая закон, вот немцы и придумали огромное количество коктейлей: пиво с лимонадом, с колой, с шампанским. Для русского человека это, понятное дело, странновато, для него гораздо ближе коктейль «Подводная лодка». Закажите его, и официант принесет вам кружку пива и стопку из толстого стекла, наполненную водкой, а если вы не догадаетесь, что делать, то смачно бросит ее вам в кружку. В Баварии была придумана технология низового брожения пива в холоде с последующим дображиванием в течение нескольких месяцев. 90% настоящего пива в мире изготовляется именно по этой технологии, при этом 40% всех мировых пивоварен расположено в Германии, а 2/3 из них — в Баварии.

    Но постоянные ограничения могут сказываться на психике населения, и мудрые правители создали две абсолютные зоны свободы. Первая — «Октоберфест», где можно неограниченно пить это самое пиво. Но свобода свободой, а порядок все равно должен быть. В том случае, если клиент полностью перестанет управлять своим телом, он тут же будет доставлен в развернутый поблизости полевой госпиталь, а если очнется по дороге, то его отвезут к недопитой кружке. Случаются также на этом празднике свободы потасовки, даже с использованием тяжеленных литровых кружек. Но и здесь существует определенный порядок, чтобы сохранить свою голову в целости и сохранности. Если вы дали хорошие чаевые своей официантке, она встанет грудью на вашу защиту в случае конфликта. Но учитывая, что эта грудь расположена в глубоком декольте национального костюма под названием трахт (я не шучу) и чаевые часто поступают от обеих конфликтующих сторон, то ссоры этой грудью быстро и разрешаются. Кстати, такой «национальный» костюм тоже придумали правители Баварии из династии Виттельсбахов в XIX в. для сплочения баварского этноса. Вроде как нарушили старый порядок, но создали новый, и баварцы с удовольствием этому следуют.

    Вторая зона свободы — автобаны, где на отдельных участках скорость ограничена только мощностью двигателя. Евросоюз хотел было немцев приструнить, но Ангела Меркель тоже грудью встала на защиту этой зоны свободы и с честью ее отстояла. Правила же дорожного движения довольно строги и въедливы. Например, существует штраф за нелояльное отношение опытного водителя к начинающему.
    Без нарушения порядка невозможно развитие искусства. Иоганн Вольфганг Гете создал скандальное, нарушающее нравственные порядки своего времени произведение «Страдание юного Вертера», которое имело безумную популярность и прославило его еще при жизни на всю Европу. Альбрехт Дюрер соединил в своем творчестве живопись и математику и, по сути, начал эпоху Возрождения в Германии. Бетховена многие музыковеды считают композитором-новатором номер один в мире. И все эти достижения состоялись благодаря нарушению действующих порядков.

    Существует в Германии и порядок формирования городской среды. Если посмотреть на фотографии Франкфурта-на-Майне, сразу вспоминаются слова классика: «Небоскребы, небоскребы, а я маленький та-кой…»

    Но оказавшись с ними рядом, ты их не ощущаешь, они стоят не очень плотно и солнце не загораживают, а только создают местами приятную тень. При этом между ними достаточно много уютных скверов и парков, а каждый клочок зеленых насаждений оккупирован дикими кроликами и отдыхающими гражданами. И небоскребы остаются где-то наверху. Город в целом выглядит даже как-то провинциально, может быть, благодаря низкой набережной Майна, на южном берегу которого, кстати, вдоль реки расположены почти все музеи города, и их не надо искать, а можно методично переходить из одного в другой.

    Отдельно следует выделить малые города Германии, эстетика которых доведена до совершенства. Баден-Баден, Бад-Хомбург и Висбаден (нем. bad — «купание») приобрели известность за счет использования целебных вод. А кто на них едет? Разумеется, богатые граждане. И для порядка после постройки купелей во всех водных здравницах выстроили казино. Несколько слов о наших соотечественниках. До сих пор эти города спорят, в каком из них Ф.М.Достоевский оставил больше денег, и везде ему поставили памятники. После проигрышей Федор Михайлович пил баденскую водичку и, как говорят, успокаивался. Странная, вообще, эта водичка. Княжна Гагарина, например, красила там свою болонку каждый день в новый цвет под цвет платья. Даже первый штраф за нарушение скорости дорожного движения был изобретен и наложен в Баден-Бадене на князя Владимира Меньшикова, который носился по парку на своей тройке.

    Вернемся в уже упоминавшийся Ротенбург. Необычная средневековая гармония внутри этого городка и расположение на холме среди нетронутой природы привлекло в него в XIX в. людей искусства, а за ними и просто любопытствующих, и город стал, по сути, центром зарождения городского туризма. Японцы во всем мире считаются самыми продвинутыми ценителями прекрасного. Если японец остановил особенно пристально взгляд на объекте, значит, этот объект совершенен. Они проштамповали, как контролеры ОТК, весь Ротенбург своими «никонами», «оккупировали» этот город, купили там дома, и родственники приезжают к ним в гости.

    Почти в каждом немецком городке существуют некие изобретательские находки, которые работают и приносят прибыль. Например, в небольшом местечке Обераммергау, в предгорьях Альп, на плоских стенах домов в середине XVIII в. Франц Цвинг начал рисовать очень достоверно объемные элементы, а заодно и известные сюжеты, и дома превратились в произведения искусства, смотреть на которые приезжают со всей Европы. Мало того, в этом же селении во время чумы 1613 г. жители дали обет «реконструкции» страстей господних, потом это вошло в традицию, порядок церемонии сохраняется до сих пор и получил мировую известность, опять же дополненную туристическо-денежным потоком.

    А что же думают люди, проживающие в Баварии, о своей территориально-национальной принадлежности? Баварцы говорят, что они не германцы. Баварский язык далек от немецкого. А на территории самой Баварии находится Франкония, язык которой уже отличается от баварского. И если, будучи проездом здесь, вы спросите, не Бавария ли это, вас устыдят в непонимании того, что вы находитесь на территории Франконии. Сама же Франкония делится на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Так, верхнефранконцы считают, что Нижняя Франкония находится где-то «на другом конце планеты». Эта особенность идет из глубины веков, когда на территории современной Германии было огромное количество самостоятельных городов-княжеств.

    Вкратце о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в понятии немца. Как мы уже отмечали, во всех городах игрового порока Достоевскому поставили памятники, можно сказать, памятники пороку. Получается, что порок тоже как бы некая зона свободы, правда если ты не нарушаешь свободу других. Но более глубокие связи немцы не всегда прослеживают. Ведь Достоевский проиграл и деньги своих друзей, и драгоценности любимой — правда, при этом за долги написал роман «Игрок», имеющий огромное количество экранизаций, и может быть, кого-то уберег от этой пагубной страсти. Еще пример — квартал «красных фонарей» Франкфурта, который непосредственно примыкает к его деловому центру. Тут тебе и офисы, и клерки, а в обеденный перерыв в этом квартале всегда отмечается наплыв клиентов. И это не считается сильно зазорным. А вот если вы слегка нарушите правила парковки около своего дома, то ваш любимый сосед напишет на вас донос, просто из-за того что ordnung mu sein. Грибы с орехами, кстати, тоже свободно в лесу собирать нельзя, ведь как считают «зеленые», белочка в магазине орехов не сможет купить, в отличие от нас. Те же «зеленые» у соседей могут выяснить, что у вас, например, есть кошка, но на приусадебном участке ее не видно. В этом случае «зеленые» придут к вам и предпишут обеспечить кошке свежий воздух. А просто так ловить рыбу, даже для этой самой кошки, — смертельное преступление. Получить свидетельство рыболова труднее, чем водительские права, а потом еще лицензию на лов рыбы надо покупать.

    И в заключение еще об одном нарушении порядка. Король Баварии Людвиг II (из упоминавшейся уже династии Виттельсбахов) имел много странностей. Одна из них — постройка рыцарского замка Нойшванштайн, в переводе «новый лебединый утес» (schwan — «лебедь», не путать со schwein — «свиньей»).

    Он считал (если предельно упрощать), что «красота спасет мир». Замок начали строить с 1869 г., и происходило это в нарушение всех эстетических канонов своего времени, но согласно пониманию прекрасного Людвигом. При этом строго соблюдалась техника безопасности. Например, паровой кран ежегодно проверялся Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам, которая потом превратилась в знаменитое Объединение технического контроля (TUV). В замке не проводились приемы, не устраивались балы. Людвиг (опять если упрощенно) наслаждался там красотой и гармонией. В итоге его обвинили в растрате государственных средств (многие эту версию оспаривают и считают, что он тратил деньги своей семьи), объявили сумасшедшим, отстранили от власти и, по некоторым предположениям, утопили в озере. Хотя доминирующая версия все-таки связывает его кончину с самоубийством. Но вскоре после смерти Людвига замок стали посещать любопытствующие. Число их росло по мере быстрого распространения слухов по всей планете о сказочности этого творения. Среди любознательных туристов был и П.И.Чайковский, который был так поражен красотой замка, что вскоре создал мировой шедевр — балет «Лебединое озеро». В настоящее время этот замок является визитной карточкой Баварии, одним из самых посещаемых мест Германии и, может быть, самым успеш-ным ее коммерческим историческим проектом. Вот такая история о немецком порядке и его нарушениях.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]